Андрей Викт. Столяров

День милитариста

верс.2, изм. и доп.

Когда в этой стране наступает весна, сходит снег и начинают зеленеть деревья, в качестве обязательного приложения к весенней свежести выступают майские праздники.

Оставим за скобками памятник тоталитарных эпох, ныне именуемый "праздником весны и труда" (интересно, что все-таки общего между весной и трудом... впрочем, ладно). Ныне сей праздник мало кем воспринимается иначе, нежели "лишние" два выходных дня, весьма удачно попадающие на самое начало хорошей погоды. По большому счету, весной, в пору авитаминоза и накопившегося за зиму утомления эти выходные оказываются далеко не лишними, а обветшалый тенденциозно-идеологический контекст - отдыху не помеха, о нем можно и не вспоминать.

Иначе обстоят дела со следующим праздником, наступающим ровно через неделю. 9 мая страна в очередной раз празднует день победы. Немногие ныне здравствующие ветераны извлекают из дальних углов свои ордена, и всегда находятся детишки, готовые одарить их букетами традиционных для таких случаев гвоздик. Газеты пестрят патриотическими заголовками, а по телевизору, как обычно, показывают "кино про войну".

А вон, посмотрите, привычнейшая со времен школьно-коммунистического детства картинка. Престарелый, но все еще очень бодро выглядящий участник войны при всех подобающих регалиях что-то рассказывает толпе мальчиков и девочек. Мальчики и девочки очень внимательно его слушают.

О, ветераны умеют рассказывать очень интересно, особенно если про войну. Как они там немцев убивали пачками. В газетах и по телевизору, по крайней мере, употребляют более правильные слова - "фашистов", "захватчиков" или там "гитлеровцев", но ветеранам, видимо, эти слова кажутся слишком длинными. "Немцев" - и точка.

Был как-то случай, мне пришлось шляться по Москве в компании немца. Немецкого я почти не знаю, но немцы с высшим образованием обычно очень хорошо и понятно изъясняются по-английски, так что языковых проблем у нас не было.

На Манежной мы миновали веселую компанию пацанов-дошкольников, облюбовавших скамейку в качестве то ли боевого самолета, то ли подводной лодки. Шла обычная игра в войну, в которой враги существуют только в воображении участников игры. Я бы и внимания на них не обратил, если бы не одно "но": у моего спутника вдруг резко испортилось настроение. Говорить о причинах он не хотел, но я кое-что заподозрил и потом проверил. Оказалось, он из "ГДРовской" части Германии и немного, очень немного понимает по-русски. Общаться по-русски со мной он и не пытался, не тот уровень. Но вот понять, что кричат детишки, увлеченные своей воображаемой войной, даже ему оказалось несложно. Фраза "бей немцев, бей гадов" для этого достаточно проста.

Но вернемся к нашим ветеранам. Нанесем, к примеру, визит на Поклонную гору, где красуются творения Церетели "Ангел на игле" и "Рулет из змия" (это где закалываемый копьем змий аккуратно нарезан ломтиками). Вот перед нами учительница средней школы с выводком детишек. Видимо, выполняет общественно-педагогическую или патриотическо-воспитательную деятельность, вытащив подотчетный класс на экскурсию в День Победы. Подойдем и послушаем.

Ага. "... не жалевшие своей жизни... чтобы вы сейчас могли..." Дальше слушать бессмысленно, все уже ясно. Ничуть не изменившиеся с советских времен фразы, произносимые с профессионально проникновенным выражением. Фразы, убеждающие детишек, что они сейчас радуются жизни и хорошей погоде на майские только и исключительно благодаря тому, что кто-то когда-то за это погиб на войне.

Давайте-ка с этого места поподробнее. "Если бы не они, не было бы вас". В-общем, факт, не попрешь. Мир был бы совсем иным, и никакая из ныне существующих личностей не смогла бы возникнуть в том мире.

Один знакомый (назовем его для определенности Виктором) рассказал мне как-то историю. Произошла она еще до войны. Некая девушка хотела поехать в другой город к парню, который ее звал замуж. А на вокзале какой-то забулдыга ударил ее, выхватил из рук кошелек с билетом и всеми деньгами и был таков. В результате не поехала она к этому своему иногороднему парню, а за помощью обратилась к приятелю, жившему в одном городе с ней. А приятель этот тоже давно хотел ее заполучить (бывают, знаете ли, такие девушки, на которых все хотят жениться, да и времена тогда такие были, типа "захотел - женись"), так что за него она в итоге и вышла. А была эта девушка, что самое интересное, бабушкой того-самого Виктора, рассказавшего мне эту вот незатейливую историю.

Так вот, если следовать логике "без них не было бы нас", Виктору пришлось бы быть благодарным этому забулдыге, который избил и ограбил его родную бабушку. Потому как если бы не он, не возник бы брак деда Виктора с его бабкой, не появилась бы на свет его мать, и уж конечно не появился бы сам Виктор. "Спасибо тебе, неизвестный алкаш-уголовник, за то, что я есть на свете". Как вам такой вариант?

Впрочем, частная история одного брака может кому-то показаться слишком "притянутой" иллюстрацией. Ну хорошо. А давайте подумаем, смог бы существовать хоть кто-то из нас, если бы, к примеру, Гитлер не стал нападать на СССР? Лично я уверен, что не смог бы. Мир, в истории которого не было бы Второй Мировой, или она прошла без участия СССР, или она пошла бы по-другому (например, Сталин сам отдал бы приказ о нападении на немецкие войска, к чему, по мнению многих историков, всё и шло) - такой мир не мог бы иметь ничего общего с тем, в котором существуем сейчас мы. Следовательно, если бы не Гитлер - никого из нас бы не было с совершенно таким же успехом.

Вообще, любой из нас - это результат бесчисленного множества стечений обстоятельств. Из которых нельзя выделять важные и неважные, ибо все они равным образом необходимы были для появления на свет именно такого индивидуума, да и вообще для того, чтобы мир сейчас был именно таков, как он есть.

Выход из этого положения мне видится только один. Как говорят историки, история не терпит сослагательного наклонения. Никаких "если бы". История шла так, как шла. Мир таков, каков он есть. Живут в нём те, кто живут. И никто никогда не обязан своим существованием никому, даже своим родителям; иначе бы пришлось, если подумать, быть благодарным практически всем людям, жившим до нас. В том числе и Гитлеру, и Сталину, и Чингисхану с Тамерланом, и вообще всем, кто оказал мало-мальски заметное (да пусть и совсем незаметное!) влияние на историю, без всякого деления на хороших и плохих. Ибо если бы история пошла не так, как она пошла, сейчас не было бы никого из ныне живущих. Зато, кстати, существовали бы какие-то другие люди, которые в результате чьих-то поступков утратили шанс на существование (вместо них шанс получили мы). И еще не факт, что тем людям жилось бы хуже, чем живется нам. Но об этом мы ничего не знаем и узнать не можем, ибо нет у нас возможности изменить прошлое и посмотреть, что из этого выйдет.

Конечно, ветеранам всех этих философских материй не объяснить. По большому счету, они и живут лишь этим своим правом смотреть по сторонам и думать про себя, что всего этого бы не было, если бы не их великий подвиг. Что любой пацаненок, родившийся больше чем через полвека после этой их Великой Войны, должен быть им, ветеранам, благодарен по гроб жизни за свое счастливое детство. И в этом нет их вины. Не их вина, что тиран Сталин утопил тирана Гитлера в крови именно их поколения. Они не виноваты, что за их кровь и боль тиран расплатился с ними такой вот сомнительной монетой - "вечной памятью" погибшим и "вечной славой" всем участникам. Об этом им говорили так, что они поверили. Поверили в то, что их слава будет вечной, а равно и в то, что эта "вечная слава" им зачем-то нужна и хоть как-то искупает то, на что их обрекли в сороковые.

Мне искренне жаль их, тех из них, кто еще живет и тешит себя этой "вечной славой". Мне даже вполне понятно, что наши СМИ поддерживают их веру в "вечную славу". Быть может, это стоит делать просто из жалости и сострадания. Однако не все здесь так просто, ведь в эту "вечную славу" в итоге верят не только они. Дико и непонятно получать поздравления "с днем победы" от тех, кому сейчас нет еще и двадцати, от тех, кого от той войны отделяют два, если не три поколения.

Кто-то, возможно, обвинит меня в пренебрежении памятью миллионов людей, безотносительно того, за что и с какими мыслями в голове они погибли. Я не приму этих обвинений. Вторая Мировая была величайшей трагедией в истории человечества, и забывать о ней не следует хотя бы ради того, чтобы не допустить ее повторения. Но при чем тут девятое мая? Ведь это не день памяти, не день траура. Этот день отмечают именно как праздник! День Памяти жертв Великой Отечественной, кстати, существует - это 22 июня, день, когда гитлеровские войска атаковали границы СССР. Этот день не отмечен в календаре красным цветом, никто его не празднует, не играют бравурных маршей; это день поминовения, день венков у могил и памятников. А кто-то про этот день и вовсе не помнит. В отличие от.

Нет уж, не надо ля-ля. Девятое мая к памяти жертв имеет весьма и весьма опосредованное отношение. И уж коль скоро зашла речь о памяти жертв, мне совершенно не очевидно, почему сейчас, через 60 лет после всей этой кровавой мясорубки, кто-то всё еще делает различие, к примеру, между солдатом Иваном и солдатом Гансом. Оба ушли на фронт по приказу тирана бороться за свои идеалы, один - за светлое коммунистическое будущее, второй - за великую арийскую нацию. Оба недрогнувшей рукой стреляли в таких же солдат, как они сами, отличая их по цвету мундира, оба подставляли грудь под пули, оба погибли, тела обоих остались непогребенными лежать в одном и том же лесу где-нибудь под Сталинградом или под Варшавой. Одного не дождалась домой русоволосая девушка Катя, второго - белокурая девушка Гретхен. Оба - и не убеждайте меня в обратном - являются жертвами Второй Мировой. И сейчас, спустя столько лет, считать одного из них героем, а второго - "проклятым захватчиком", лично мне представляется куда как большим кощунством, нежели отказываться отмечать день победы.

Повторюсь, становится страшно и непонятно, когда меня девятого мая поздравляют "с праздником" не только те, кто мне в отцы годится (у них эти привычки уже никуда не денутся, советское воспитание), но и те, кто советской власти-то толком не застал, кому сейчас 18-20 лет... у них-то это откуда? Неужели душевное спокойствие немногих живых участников войны стоит того, чтобы всем этим ура-патриотическим зельем пропитывать мозги новым и новым поколениям?

Ведь законы природы неумолимы, и через 10-15 лет живых участников Второй Мировой не останется совсем, а с ними уйдет единственное оправдание существования зловещего праздника девятого мая, военных парадов, публичного, на весь мир, бряцания оружием. Но готовы ли мы к этому? Готовы ли мы отменить этот праздник в день смерти последнего участника той войны?

Так или иначе, в ответ на поздравления с "праздником" девятого мая я обычно отвечаю:

ЭТО НЕ МОЯ ВОЙНА. Я не участвовал в резне, развязанной двумя тиранами, и я не стрелял в таких же, как я сам, отличающихся от меня только цветом мундира, и виновных лишь в том, что слушались приказов, отдаваемых на другом языке.

ЭТО НЕ МОЯ ПОБЕДА. Я не бросал необстрелянных юнцов в бой "за родину, за сталина", в бой, из которого никто из них не возвращался. Я не топил гитлеровцев в крови своего народа. Я не удерживал Ленинград любой ценой, позволяя в угоду политическим интересам тысячам ни в чем не повинных людей дохнуть с голоду; я не устраивал штурмы городов к праздникам и юбилеям вождей. Я не бомбил Дрезден с его галереей, не грабил бюргеров и не вывозил их имущество в качестве "военных трофеев".

ЭТО НЕ МОЙ ПРАЗДНИК. Я не милитарист.